Современное парное фигурное катание – это уникальное сочетание сложных элементов – выбросов, подкруток, поддержек, вращений и запоминающихся образов, которые раскрывают целую вселенную романтических взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В этой статье узнаем как зарождалось спортивное парное катание, вспомним наших олимпийских чемпионов и выдающихся тренеров. А также разберем специфику парных элементов фигурного катания – поддержек, тодесов, выбросов, дорожек и вращений.

История парного фигурного катания

Первые коньки найдены в поселениях, которым несколько тысяч лет. Для чего первобытным людям были нужны коньки? То ли для того, чтобы гоняться за мамонтами, то ли для развлечения – скакать через торосы по замерзшим рекам. Ученые на этот вопрос не ответили, а если и ответили, то забыли разместить свои предположения в интернете. Возможно, древние люди совмещали эти два варианта, так сказать, полезное с приятным.
Костяные и железные коньки
Костяные и железные коньки

 

Так или иначе, прошли века, мамонты вымерли, вместо костяных коньков появились стальные, любители катания научились вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом гордую осанку и достоинство. В конце 19 века создали международный союз конькобежцев, который мы теперь знаем под аббревиатурой ISU. И вот наступил 1908 год – год первых официальных соревнований в парном катании.

“Трюкачи” и “романтики” парного катания

Десятилетием позже парное фигурное катание разделилось на два противоборствующих лагеря. В специальной литературе, посвященной истории фигурного катания их называют “трюкисты” и “антритрюкисты”. Первоисточником является книга Панина-Коломенкина Н.А. “Фигурное катание на коньках”.

Книга Панина-Коломенкина 'Фигурное катание на коньках'

 

“Трюкисты” делали ставку на эффектные элементы. Прекрасная половина в таких парах была значительно слабее в плане мастерства катания. Как отмечают очевидцы (ну, как очевидцы, все тот же Николай Александрович), разница в мастерстве очень сильно бросалась в глаза в момент раздельного катания.

Тактически такой подход был оправдан по причине более низкого уровня женского фигурного катания. (В этом утверждении могу ошибаться, но факт остается фактом – впервые женщину допустили до соревнования только в 1901 году. И этой фигуристкой стала Медж Сайерс).

“Антитрюкисты” ставили во главу угла чистоту линий, плавность скольжения, общность исполнения.

Парное катание в наши дни

Льда с тех пор поцарапано много и теперь спортивные пары исполняют захватывающие дух элементы и показывают потрясающее скольжение, сумев объединить то, что в первой половине двадцатого века казалось необъединяемым.

До 1963 года спортивные пары исполняли только произвольную программу, в которой демонстрировали изящное катание, красоту линий, несложные поддержки на уровне талии, параллельное и совместное вращения. В 1963 году была введена короткая программа с достаточно строгими рамками набора обязательных элементов.

С середины двадцатого века советская и ее преемница – российская школа парного фигурного катания является одной из сильнейших и прославленных школ. Конкуренцию составляют в основном французские и канадские спортивные пары. В конце 90х годов прошлого столетия серьезно заявила о себе китайская школа.

Советские и российские олимпийские чемпионы в парном фигурном катании

1964 год. IХ Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Людмила Белоусова – Олег Протопопов

Белоусова - Протопопов
Олимпийские чемпионы в парном катании 1964 года – Людмила Белоусова – Олег Протопопов

 

X Зимние Олимпийские Игры стали началом тотального доминирования и безоговорочных побед советской и затем российской школы парного фигурного катания на протяжении пяти десятилетий. Людмила Белоусова и Олег Протопопов покорили сердца зрителей непревзойденной музыкальностью своих программ, лиризмом и безупречной техникой элементов и скольжения, благодаря которой их программы отличались “гармоничным слиянием спортивных и художественных задач” (А. Шелухин “Ледовая симфония”).

“…предельная правдивость каждого жеста, естественность каждой линии на льду – вот что определяет искусство золотого дуэта”.

А. Шелухин “Ледовая симфония”

1968 год. Х Зимние Олимпийские Игры. Франция (Гренобль)
Людмила Белоусова – Олег Протопопов

Людмила Белоусова - Олег Протопопов
Олимпийские чемпионы в парном катании 1968 года – Людмила Белоусова – Олег Протопопов

 

Для произвольной программы Людмила Белоусова и Олег Протопопов – пара, ставшая легендарной и чей стиль пытались копировать многие фигуристы того времени, – выбрали фрагменты из “Лунной сонаты” и 5-й симфонии Бетховена, а также финал из концерта Рахманинова.

Эта программа стала поистине шедевром. В первую очередь, конечно же благодаря драматичности исполнения, которая заставляла зрителей смотреть выступление затаив дыхание. Но столь феноменальный артистизм не смог бы проявиться без идеальной чистоты скольжения и безупречного исполнения сложнейших на то время элементов.

1972 год. XI Зимние Олимпийские Игры. Япония (Саппоро)
Ирина Роднина – Алексей Уланов

Ирина Роднина - Алексей Уланов
Олимпийские чемпионы в парном катании 1972 года – Ирина Роднина – Алексей Уланов

 

На смену “старой школе” с утонченной музыкальностью и лиризмом вихрем ворвались Ирина Роднина и Алексей Уланов. Их программы отличались высокой скоростью, сверхсложными элементами и выглядели более свежо и “прогрессивнее”.

1976 год. XII Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Ирина Роднина – Александр Зайцев

Ирина Роднина - Александр Зайцев
Олимпийские чемпионы в парном катании 1976 года – Ирина Роднина – Александр Зайцев

 

После чемпионата Мира 1972 года, Ирина Роднина встала в пару с новым партнером – Александром Зайцевым. На тот момент Александр был одиночником. Но пара очень быстро “скаталась”. Были разучены новые сложные элементы в том числе подкрутка “флипп” в три оборота. Не смотря на то, что в произвольной программе были допущены незначительные ошибки, пара уверенно заняла первое место.

1980 год. XIII Зимние Олимпийские Игры. США (Лейк-Плэсид)
Ирина Роднина – Александр Зайцев

Ирина Роднина - Александр Зайцев
Олимпийские чемпионы в парном катании 1980 года – Ирина Роднина – Александр Зайцев

 

Чистые прокаты короткой и произвольной программ, насыщенных сложнейшими по тем временам элементами в очередной раз продемонстрировали безоговорочное лидерство советской школы парного фигурного катания. Ирина Роднина единственная фигуристка, которая является трехкратной олимпийской чемпионкой в парном катании.

1984 год. XIV Зимние Олимпийские Игры. Югославия (Сараево)
Елена Валова – Олег Васильев

Елена Валова - Олег Васильев
Олимпийские чемпионы в парном катании 1984 года – Елена Валова – Олег Васильев

 

Елена Валова – Олег Васильев – великолепная техничная пара, которая продолжила победную серию советского парного катания на XIV Зимней Олимпиаде.

1988 год. XV Зимние Олимпийские Игры. Канада (Калгари)
Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков

Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков
Олимпийские чемпионы в парном катании 1988 года – Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков

 

К 1988 году сердца любителей парного катания покорила молодой дуэт – Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Их искренность и восторженность подкупила не только зрителей, но и судей. Специалисты высоко оценили чистоту линий и легкость скольжения. Все элементы, само собой разумеется, были выполнены безукоризненно. Эта пара первой продемонстрировала поддержку с вращением в обе стороны.

1992 год. XVI Зимние Олимпийские Игры. Франция (Альбервиль)
Наталья Мишкутенок – Артур Дмитриев

Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев
Олимпийские чемпионы в парном катании 1992 года – Наталья Мишкутенок – Артур Дмитриев

 

Победное шествие уже российской школы парного фигурного катания продолжила Санкт-Петербургская пара – Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Наталья и Артур выделялись мощным катанием, которое сочеталось с безудержным и суровым романтизмом. Романтизмом, в котором почти нет утонченности и полутонов, зато каждая эмоция подобна порыву сильного ветра и пробирает до мурашек.

В своих программах ребята продемонстрировали сложные элементы – тройной выброс и прыжки, силовые поддержки, но больше всего они запомнились оригинальными “обводками”и ”провозками”.

1994 год. XVII Зимние Олимпийские Игры. Норвегия (Лиллехаммер)
Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков

Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков
Олимпийские чемпионы в парном катании 1994 года – Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков

 

В 1993 году по решению ИСУ и МОК Екатерина и Сергей смогли вернуться в любительский спорт. Их катание стало зрелым, но все таким же стремительным. Уверенное исполнение элементов принесло заслуженные награды. В итоге Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков стали двукратными олимпийскими чемпионами.

1998 год. XVIII Зимние Олимпийские Игры. Япония (Ноггано)
Оксана Казакова – Артур Дмитриев

Оксана Казакова - Артур Дмитриев
Олимпийские чемпионы в парном катании 1998 года – Оксана Казакова – Артур Дмитриев

 

После XVII Олимпиады Наталья Мишкутенок решила закончить свою карьеру. И вот триумфальное возвращение Артура Дмитриева с новой партнершей – Оксаной Казаковой. За четыре года пара прекрасно “скаталась”, обновила свой арсенал сложными поддержками, оригинальными вращениями и спиралями.

2002 год. XIX Зимние Олимпийские Игры. США (Солт-Лейк-Сити)
Елена Бережная – Антон Сихарулидзе

Елена Бережная - Антон Сихарулидзе
Олимпийские чемпионы в парном катании 2002 года – Елена Бережная – Антон Сихарулидзе

 

Победную эстафету подхватила следующая петербургская пара – Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. На тот момент все основные претенденты на олимпийское золото обладали примерно равным по своей сложности набором элементов. Российская пара выделялась необыкновенной лиричностью и глубоко продуманным драматизмом программ.

К сожалению, в произвольной программе Антон допустил погрешность при выполнении двойного акселя. И с перевесом всего в один голос нашим спортсменам была присуждена победа, канадская пара стала второй.

Но на этом борьба не закончилась. Ошибка Сихарулидзе дала повод обвинить в судей в сговоре и некомпетентности. Разразился громкий скандал. В итоге была проведена повторная церемония награждения, на которой канадцам вручили второй комплект золотых медалей.

2006 год. XX Зимние Олимпийские Игры. Италия (Турин)
Татьяна Тотьмянина – Максим Маринин

Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин
Олимпийские чемпионы в парном катании 2006 года – Татьяна Тотьмянина – Максим Маринин

 

И снова на церемонии награждения звучит российский гимн. На юбилейной XX Олимпиаде чемпионами в парном фигурном катании заслуженно стали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.

2014 год. XXII Зимние Олимпийские Игры. Россия (Сочи)
Татьяна Волосожар – Максим Траньков

Татьяна Волосожар - Максим Траньков
Олимпийские чемпионы в парном катании 2014 года – Татьяна Волосожар – Максим Траньков

 

К сожалению, в 2010 году олимпийское золото по праву досталось китайским спортсменам и полувековая серия побед была прервана. Но только лишь для того, чтобы на XXII Олимпиаде на высшую ступеньку пьедестала вновь поднялась российская спортивная пара – Татьяна Волосожар и Максим Траньков.

Практически все элементы были четвертого уровня сложности и арбитры высоко оценили качество исполнения. Но не только высококлассными элементами победил этот дуэт, образы, которые они создали в своих программах были настолько эмоциональны, настолько искренними, что поглощали все внимание зрителей и судей, не давая ни на секунду отвлечься, заставляя смотреть затаив дыхание.

Советские и российские тренеры олимпийских чемпионов в парном катании

Жук Станислав Алексеевич (25.01.1935 – 01.11.1998)

Жук Станислав Алексеевич
Жук Станислав Алексеевич

 

Был сторонником атлетичного и динамичного стиля катания. Ученики:

  • Ирина Роднина – Алексей Уланов
  • Ирина Роднина – Александр Зайцев
  • Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков

Москвина Тамара Николаевна (26.06.1941)

Москвина Тамара Николаевна
Москвина Тамара Николаевна

 

Ученики:

  • Елена Валова – Олег Васильев
  • Наталья Мишкутенок – Артур Дмитриев
  • Елена Бережная – Антон Сихарулидзе

Москвин Игорь Борисович (30.08.1929 – 10.10.2020)

Москвин Игорь Борисович
Москвин Игорь Борисович

 

Ученики:

  • Людмила Белоусова – Олег Протопопов
  • Тамара Братусь – Алексей Мишин
  • Ксения Озерова – Александр Энберт

Мозер Нина Михайловна (28.08.1964)

Мозер Нина Михайловна
Мозер Нина Михайловна

 

Ученики:

  • Татьяна Волосожар – Максим Траньков
  • Ксения Столбова – Федор Климов

Содержание программ парного фигурного катания

Короткая программа спортивных пар

  1. Параллельный прыжок. У юниоров обязательным элементом является двойной аксель
  2. Подкрутка (Tw)
  3. Выброс. У юниоров на каждый сезон объявляется обязательным определенный выброс (Th)
  4. Поддержка (Li). В каждом сезоне поддержки какой-то одной группы являются обязательными для исполнения
  5. Тодес (Ds)
  6. Комбинированное вращение параллельное (CoSp)
  7. Дорожка шагов (StSq)

Произвольная программ спортивных пар

  1. Параллельный сольный прыжок
  2. Параллельный каскад прыжков (каскад может состоять максимум из трех прыжков)
  3. Два различных выброса (Th)
  4. Подкрутка (Tw)
  5. Три различных поддержки. Одна из них должна быть другой группы, чем остальные две. Юниорам разрешено исполнять максимум две поддержки различных групп (Li). Минуту терпения. Что такое “группа поддержек” объясним чуть ниже
  6. Комбинация парных вращений (совместное) у взрослых и юниоров (PCoSp) или Парное вращение у новичков (PSp)
  7. Тодес (Ds)
  8. Хореографическая последовательность (ChSq)

У мастеров произвольная программ состоит из одинадцати элементов, у юниоров – из десяти.

Элементы парного фигурного катания

Помимо прыжков и параллельных вращений, спортивные пары исполняют элементы, которые присущи исключительно этому разделу фигурного катания. Собственно говоря, иначе зачем было придумывать парное катание? О них и поговорим

Поддержки в парном фигурном катании

Поддержки у спортивных пар делятся на пять групп. Основным (да что там “основным”, единственным) признаком является способ, которым партнер держит партнершу. Официально это называется “хват”.

Поддержка в парном фигурном катании
Поддержка в парном фигурном катании

 

Классификация групп парных поддержек

  • Группа 1 – Позиция хватом за подмышку. Поддержки этой группы вы не увидите по телевизору. Их исполняют только самые начинающие пары.
  • Группа 2 – Позиция с хватом за талию. Тоже редко встретишь на соревнованиях.
  • Группа 3 – Позиция с хватом за бедро/верхнюю часть ноги (выше колена). Начиная с третьей группы идут те самые поддержки, которые демонстрируют пары на серьезных соревнованиях
  • Группа 4 – Позиция с хватом кисть в кисть (жимовые поддержки)
  • Группа 5 – Позиция с хватом кисть в кисть (поддержки типа Лассо)

Помимо этого, среди поддержек пятой группы различают пять типов по:

  • отрыву партнерши ото льда
  • положению партнеров относительно друг друга в момент отрыва
  • хвату

Чтобы по описанию представить все эти хваты, надо обладать недюжинным воображением. Поэтому решили сделать отдельную статью, посвященную парным поддержкам с видео-примерами и подробными комментариями, в том числе расскажем и про уровни поддержек. А здесь только перечислим названия типов поддержек пятой группы:

  • Степ (5SLi)
  • Тоулуп (5TLi)
  • Заднее Лассо (5BLi)
  • Аксель (5ALi)
  • Реверс (Обратное) Лассо (5RLi)

Стоимость парных поддержек

Наименьшая стоимость у поддержек первой группы, чуть дороже стоят поддержки второй группы, но, как уже говорили, их мы всерьез не рассматриваем.

Третья и четвертая группа имеют одинаковую стоимость.

Поддержки пятой группы ценятся выше всего, но у них есть своя внутренняя градация. Так, самыми лёгкими для исполнения и, соответственно, самыми дешёвыми из этой группы считаются поддержки типа Тоулуп и Степ. Затем идёт Заднее Лассо и вершиной мастерства в парном фигурном катании является исполнение поддержек типа Аксель и Обратное Лассо.

Тодес – “смертельный” элемент парного фигурного катания

Когда-то тодес был очень сложным и “страшным” элементом. Поэтому его название на английском – “death spiral”. Смертельная спираль. Современные фигуристы гораздо увереннее стоят на коньках, но англоязычное название так и осталось.

Типы тодесов в парном фигурном катании

Тип тодеса зависит от направления движения партнёрши (вперёд, назад) и ребра, на котором она скользит (наружное, внутреннее). Произведя нехитрые вычисления, получаем четыре типа тодесов:

Тодес вперёд наружу (FoDs – Forward Outside Death Spiral)

К сожалению, не смогли найти фотографию этого типа тодеса. Все таки он не самый популярный среди парников

Тодес вперёд внутрь(FiDs – Forward Inside Death Spiral)
Тодес вперёд внутрь
Тодес вперёд внутрь (FiDs)

 

Тодес назад наружу (BoDs – Backward Outside Death Spiral)
Тодес назад наружу
Тодес назад наружу (BoDs)

 

Тодес назад внутрь (BiDs – Backward Inside Death Spiral)
Тодес назад внутр
Тодес назад внутрь (BiDs)

 

Стоимость тодесов

На стоимость тодеса влияет уровень сложности (максимальный – четвертый, обозначается цифрой после буквенной аббревиатуры) и тип – наружные тодесы ценятся выше, чем внутренние. Например, FiDs4 и BiDs4 стоят 3.80 балла, а FoDs4 и BoDs4 – 4.70.

Совместные вращения у спортивных пар в фигурном катании

Совместные вращения на наш взгляд являются не самым зрелищным элементом, хотя в исполнении некоторых выдающихся пар получаются приятные исключения.

Совместное вращение
Совместное вращение (PCoSp)

 

Технические требования к совместным вращениям

Официально такие вращения называются “комбинация парных вращений”. Чтобы технический специалист засчитал полную стоимость элемента, и партнеру, и партнёрше необходимо продемонстрировать смену ноги и три базовых позиции.

Смену ноги и смену позиций совсем не обязательно делать одновременно. Главное, оба партнёра должны отстоять в каждой из трёх позиций не менее двух оборотов и сделать смену ноги.

Откроем маленький секрет, так сказать, приподнимем завесу таинственности над тренировочным процессом, – обычно спортсменов просят делать как минимум три оборота в каждой позиции, чтобы судьи наверняка засчитали вращение.

Если технический специалист увидел только две базовые позиции, то вращение будет обозначаться знаком “V” и иметь пониженную стоимость.

Вращение без смены ноги и без смены позиций называется “парным вращением”. Разрешен к исполнению только новисам.

Как оцениваются парные вращения

Как и у одиночников, стоимость зависит от уровня сложности вращения. Черты сложности ровно те же, за исключением “восьми оборотов в одной позиции”. Паре достаточно простоять не меняя позицию всего лишь шесть оборотов и это будет вознаграждено уровнем. Также есть свои специфические черты сложности и о них мы напишем отдельную статью.

Выбросы в парном катании

Казенный язык “Руководства по работе технических бригад” иногда заставляет улыбаться. Нам, например, очень понравилось определение выброса:

 

“Выбросы – это прыжки с помощью партнера, в которых партнерша бросается партнером в воздух…“

Руководство по работе технических бригад
Выбросы в парном катании
Выброс

 

В общем, выбросы – это те же самые прыжки, что и у одиночников, только с помощью грубой физической силы (согласны, интеллект тоже нужен, чтобы правильно приложить требуемое усилие) партнера, барышня воспаряет выше, летит дальше и крутится быстрее.

Единственный нюанс – флип и лутц рассматриваются как одинаковые выбросы, имеют одинаковую стоимость, а также надбавки и снижения GOE. И если в произвольной программе два таких выброса исполнить с одинаковым количеством оборотов, то второй из них будет без стоимости.

Подкрутки у спортивных пар

Этому элементу нет равных по своей динамике и высоте. Партнер подбрасывает партнершу высоко над головой и ловит, после того, как девушка успевает скрутить два или три оборота.

Подкрутки у спортивных пар
Подкрутка в парном фигурном катании

 

В короткой программе необходимо исполнить подкрутку типа лутц или флип. То есть партнерша делает движение, как будто бы заходит на лутц или флип, партнер в это время стоит сзади или сбоку. Резкая постановка правой ноги на зубец, толчок, партнер добавляет ускорения и вот уже партнерша резко взлетает высоко над партнером и скручивает три оборота (ну или два, хотя мы, набирая эти строки, конечно же представляем себе лучших представителей парного фигурного катания).

В произвольной программе разрешается исполнить вместо лутцевой подкрутки, подкрутку типа аксель или тулуп. Но они совсем не популярны и их практически не встретишь на соревнованиях.

Подкрутки тоже имеют уровни сложности, но чтобы не раздувать эту статью до грандиозных размеров, про черты сложности подкруток напишем отдельно.

Дорожка шагов у парников

Элемент, в котором необходимо продемонстрировать мастерство владения коньком, слаженность катания и взаимодействие между партнёрами. В качестве элементов выразительности в дорожке можно использовать вращения, а также прыжки не более чем в два оборота.

Хореографическая последовательность в парном фигурном катании

Стремительные спирали, необычные провозки и обводки, интересные и “креативные” шаги – основа успешной хореографической последовательности.

Имеет фиксированную стоимость и обозначается ChSq1.

Послесловие

Как видите, современное парное фигурное катание – многогранный и выразительный вид спорта, требующий от спортсменов как индивидуального мастерства, так и взаимопонимания и безупречной слаженности всех действий партнёров.

Добавить комментарий

Комментарии (2)

Пулин Тимур 2022-09-22 01:09:56
Цитирую Таша:
Фото тодеса "вперёд-наружу" посмотрите у Л.Белоусовой и О.Протопопова, которые его и изобрели, равно как и "вперёд-внутрь" и "назад-внутрь", известный в Международной классификации элементов как "спираль Протопоповых".


Здравствуйте, Таша. Если у вас есть фото этого тодеса и вы сможете его прислать на почту kyliki@yandex.ru, буду крайне благодарен
Цитировать
Таша 2022-09-18 09:06:41
Фото тодеса "вперёд-наружу" посмотрите у Л.Белоусовой и О.Протопопова, которые его и изобрели, равно как и "вперёд-внутрь" и "назад-внутрь", известный в Международной классификации элементов как "спираль Протопоповых".
Цитировать