Качество исполнения элементов оценивает судейская бригада. За каждый элемент судьи выставляют GOE. В зависимости от наличия ошибок или выдающихся характеристик элемента, движений и поз, которые усложняют исполнение элемента, GOE может быть отрицательным или положительным. Другими словами - это надбавка за качество продемонстрированного элемента. В этой статье мы досконально обсудим что такое и как считается GOE в фигурном катании, а также нюансы выставления оценок.

Аббревиатура GOE расшифровывается как Grade Of Executive. Дословный перевод с английского - уровень исполнения. Но прежде чем говорить о GOE, давайте познакомимся с теми, кто по долгу своего звания должен объективно и беспристрастно выставлять оценки фигуристам - с судейской коллегией. Состав ее обширен, поэтому здесь представим только тех, от кого непосредственно зависят баллы:

Судейская бригада в фигурном катании
Судейская коллегия

Судейская коллегия обслуживающая соревнования по фигурному катанию

Технический специалист
Именно он определяет какой элемент был исполнен - двойной Лутц или тройной Сальхов, докрученный или на одну галку. Тем самым устанавливая Базовую стоимость
Ассистент Технического специалиста
Участвует в процессе принятия решения по элементам. На случай, если он будет не согласен с мнением Технического специалиста, есть:
Технический контролер
Его слово будет решающим в споре между Техническим специалистом и его Ассистентом
Судья, он же Арбитр
В бригаде их должно быть от трех до девяти человек - в зависимости от ранга соревнований. Именно они выставляют GOE и оценивают Компоненты (подробно оценкам за Компоненты в фигурном катании посвящена отдельная статья)

Что такое GOE

Если несколько упростить - это оценка качества исполнения и, соответственно, надбавка в виде баллов. Арбитры рассматривают каждый элемент, выставляя GOE от -5 до +5, в том числе - 0 - в случае, если исполнение оставило судей равнодушными, не затронув струны тонкой душевной организации.

Ладно, будем серьезнее. "0" - это просто стандартное исполнение, в котором не было засчитано ни одного пункта из списка положительных аспектов, но и ошибок тоже не увидели. В правилах прописаны Указания по определению положительных GOE и Таблица для снижения GOE при ошибках.

Наиболее ценятся легкость исполнения, эстетичность, оригинальность. Самыми грубыми ошибками считаются падение с прыжков, потеря баланса во вращениях, несоответствие дорожки шагов музыкальному сопровождению. Содержание "Указаний", а так же "Таблицы" изложено в  статье "Чем руководствуются судьи при выставлении GOE" для самых стойких и любопытных.

Прежде всего судьи рассматривают положительные аспекты продемонстрированного элемента. Затем, в случае, если в исполнении замечены ошибки, производят снижение согласно Таблице. Результат этих расчетов становится окончательным GOE данного элемента и производится надбавка к его стоимости.

Как считается итоговая стоимость элемента с учетом надбавки GOE

Каждый шаг GOE вверх или вниз приводит соответственно к увеличению или снижению количества баллов на 10% от Базовой стоимости элемента. В целом алгоритм вычисления итоговой стоимости следующий:

  1. Берем базовую стоимость выполненного элемента, которую определил Технический специалист и делим на десять.
  2. Находим среднее арифметическое выставленного GOE. То есть складываем все поставленные судьями плюсы и минусы, предварительно отбросив крайние значения (самую высокую и самую низкую оценки) и данную сумму делим на количество взятых оценок.
  3. Осталось перемножить подсчитанные в пункте один - десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое - из пункта два. Полученное число округляем до второго знака после запятой. Эту надбавку и прибавляем к Базовой стоимости. Данная цифра будет итоговым количеством баллов за элемент.

Расчет стоимости сольного прыжка с учетом GOE

В качестве наглядного примера подсчета стоимости элемента с учетом GOE возьмем распечатку Короткой программы, которую Елизавета Туктамышева исполнила на чемпионате России 2020 года, прошедшего в городе Красноярск.

Детализация короткой программы Елизаветы Туктамышевой
Детализация короткой программы Елизаветы Туктамышевой. Чемпионат России 2020
И так, что мы видим на распечатке:
  1. Исполненный элемент - тройной Аксель
  2. Базовая стоимость - 8.00 баллов
  3. Поставленные судьями оценки - от 1 до -2
  4. GOE - -0.34 баллов
  5. Итоговая стоимость элемента - 7.66 баллов

Комментарий к детализации Елизаветы Туктамышевой

Из распечатки мы понимаем, что Технический специалист засчитал докрученный тройной Аксель. Если был бы недокрут, то напротив прыжка стоял знак "<" или "<<". В то время как некоторые судьи решили, что недочеты в исполнении уравновешиваются положительными аспектами и поставили "0", а другие заметили мелкие ошибки, что было отражено оценками "-1" и "-2", один арбитр поставил "1".

Следуя описаному выше алгоритму вычисления, вычисляем десять процентов от стоимости элемента, то есть от 8.00 баллов:

8/10=0.8

Затем находим среднее арифметическое выставленного GOE, не забыв проигнорировать самую высокую и самую низкую оценки. В данном случае это: "1" и "-2". Соответственно, складываем оставшиеся семь оценок и делим на их количество. Получается:

(0+(-1)+0+(-1)+(-1)+0+0) /7=-3

Теперь перемножаем десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое поставленных оценок, тем самым получаем количество баллов GOE:

0.8*-0.42=-0.34

Последнее действие - вычитаем GOE из базы и находим итоговую стоимость тройного Акселя в исполнении Елизаветы:

8.00-0.34=7.66

Подсчет GOE каскада прыжков

Теперь разберем, как судьи считают GOE для каскада. Сам алгоритм остается тем же самым. Единственный нюанс - надбавка (или убавка - тут как повезет как получится у фигуриста исполнить элемент) GOE считается к самому высокому по стоимости прыжку каскада.

Посчитаем на примере великолепного каскада 3Lz+3T Камилы Валиевой, который она исполнила в короткой программе на 5 этапе кубка России-Ростелеком.

Детализация короткой программы Камилы Валиевой
Детализация короткой программы Камилы Валиевой. 5 этап кубка России-Ростелеком

3Lz стоит 5.90 балла, а 3T стоит 4.20 балла

Тогда базовая стоимость каскада должна быть:

5.90+4.20=10.10

А в детализации базовая стоимость обозначена очень красивой цифрой: 11.11 (загадывайте желание). Ещё один балл и одну сотую (1.01 балла) дали за исполнение элемента во второй половине программы (это только прыжков касается).

Самый дорогой прыжок в каскаде - это лутц. Десять процентов от его стоимости - 0.59 балла.

Теперь отбрасываем самую высокую и самую низкую оценки GOE: +3 и +4. Осталось пять оценок, найдем их среднее арифметическое:

(4+4+4+4+4)/5=4

Перемножаем десять процентов стоимости тройного лутца на полученный коэффициент:

0.59*4=2.36

Складываем все озвученные баллы:

  • 10.10 балла - базовая стоимость
  • 1.01 балла - надбавка за исполнение во второй половине программы
  • 2.36 балла - надбавка GOE

10.10+1.01+2.36=13.47 балла

Указания по определению положительных GOE

Для прыжков, вращений, дорожки шагов и хореографической последовательности определены по шесть критериев, которыми судьи руководствуются, выставля положительные GOE. Арбитрам рекомендовано выставлять оценки согласно количеству засчитанных критериев, то есть каждый пункт данных указаний “стоит” +1 к оценке. Выполнение первых трех пунктов является необходимым условием для получения GOE +4 и +5.

Прыжковые элементы

  • Очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)
  • И это одно из самых главных требований к хорошему прыжку - высокий, “пролётистый” прыжок смотришь с замиранием сердца, восхищаясь его стремительностью и мощью.

  • Хороший отрыв и приземление
  • Под хорошим отрывом подразумевается резкое и точное движение всего тела в прыжок. Мягкое приземление на зубец, уверенное принятие позиции выезда и долгая пологая дуга - просто идеал хорошего приземления.

  • Выполнение всего элемента без видимых усилий (и ритмичность прыжков в каскаде)
  • Если смотришь на прыжок в исполнении мастера и думаешь: “Ну, впринципе, ничего сложного. Вполне реально повторить”. Значит прыжок однозначно подходит под это требование.

  • Шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент
  • В современном фигурном катании высоко ценятся элементы, которые вплетены в узор танца, являются его неотъемлемой частью и одним из сильных выразительных средств.

  • Очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления
  • Вертикальное положение тела, вытянутого в струнку, с плотной группировкой - это оно самое - хорошее положение.

  • Соответствие элемента музыке
  • Как уже упоминали несколькими пунктами выше - прыжок должен являться частью танца, и конечно же соответствовать музыкальной фразе. Чаще всего прыжковые элементы исполняют на музыкальные акценты, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты. Но бывает и наоборот, когда прыжок делают в паузе между музыкальными фразами и смотрится это очень эффектно.

Вращения

  • Хорошая скорость и/или ускорение во время вращения
  • Конечно же, ценится быстрота вращения, уже глядя на которое начинается кружится голова. А суметь ускорить и без того значительную крутку - это высший пилотаж.

  • Хорошая, четко контролируемая позиция (в том числе высота, позиция в воздухе и на приземлении в прыжках во вращение)
  • Да, позицию фигурист должен принимать мгновенно. Заход, ввинчивание и уже четкое положение либелы (ну, или волчка). Переход в сложную вариацию базовой позиции делать нелегко, но за успешное выполнение спортсмена ждут дополнительные баллы.

  • Выполнение всего элемента без видимых усилий
  • Этот пункт похож на требования к прыжкам. Любуясь хорошим вращением, должно быть полное ощущение, что так любой человек сможет

  • Сохранение центровки вращения
  • Значит, что всё вращение нужно исполнить ровно там, где оно началось. Это нелегко. Центробежная сила всячески мешает. Чтобы сохранить центровку, центр тяжести спортсмена должен идеально совпадать с осью вращения. Для этого все тело должно стать единой жесткой конструкцией - чуть где расслабил, и сразу фигурист начинает медленно (или довольно быстро) смещаться от начальной точки входа во вращение.

  • Необычность и/или оригинальность
  • Большинство фигуристов вращаются в одних и тех же позициях и это однообразие навевает скуку. Судьям нравится что-нибудь новое, оригинальное, необычное. В общем, чтобы заработать баллы за этот пункт, нужно проявить недюжую фантазию

  • Соответствие элемента музыки
  • Как уже говорили, элементы должны органично вписываться в общую идею программы и соответствовать музыкальному сопровождению. Как это лучше сделать? Вот где простор для фантазии постановщика.

Дорожка шагов

  • Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
  • Для этого дорожка и существует - дать возможность показать мастерство владения коньком, чувство ребра при исполнении сложных поворотов и шагов. Округлые дуги, точные движения ног - вот основные критерии этого пункта

  • Соответствие элемента музыке
  • Чувство ритма, умение слышать музыку и уверенное владение коньком - вот и всё, что нужно, чтобы превратить дорожку шагов в шедевр танцевального искусства

  • Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
  • Легкость исполнения сложных вещей ценится очень высоко. Под “хорошей энергией” подразумевают, надо полагать, хорошую скорость и “доделаность” каждого движения

  • Необычность и/или оригинальность
  • Современная система судейства подталкивает к творчеству и проявлению фантазии, поиску новых решений. Самых талантливых ждет благосклонность арбитров и высокие оценки, в том числе - надбавки GOE

  • Хороший контроль и участие всего тела
  • Чтобы танец по-настоящему стал танцем, в нем должно участвовать все тело, отзываясь на малейшие акценты и переходы в музыке.

  • Хорошие ускорение и снижение скорости
  • Даже самые искусные шаги на большой скорости исполняемые в постоянном ритме превращаются в монотонную работу. Ускорения и замедления помогут избавить зрителей и судей от этого чувства

Хореографическая последовательность

  • Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
  • Этот пункт точно такой же, как и для дорожки шагов - только качественное исполнение микроэлементов способно заслужить благосклонное внимание судей.

  • Соответствие элемента музыке и отражение концепции/характера программы
  • Так как для хореографической последовательности нет строгих требований к содержанию (за этот элемент не ставят уровни и, по сути, здесь можно исполнять любые шаги, повороты, спирали), то появляется возможность спортсмену продемонстрировать свое хореографическое мастерство - пластику, актерские навыки.

  • Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
  • Еще один критерий, который в точности повторяет критерий положительных GOE для дорожки шагов.

  • Хорошее покрытие ледовой площадки или интересный рисунок
  • Наилучшим образом воспринимается “объемное” катание, когда спортсмен раскатывает дорожку на всю ледовую площадку или же неожиданно меняет направление движения и создает в пространстве оригинальный рисунок

  • Хорошие ясность и точность движений
  • Если позволите, приведем сравнение с дикцией оратора. Приятнее и интереснее слушать человека с уверенным голосом и четко поставленным произношением, вот без этой, знаете ли, как некоторые говорят с кашей во рту. В танце тоже самое - язык тела должен быть разнообразен и при этом с четкой “артикуляцией”.

  • Хороший контроль и участие всего тела
  • Этот пункт ничем не отличается от подобного критерия GOE для дорожки шагов - владение коньком - это прекрасно, но работа корпуса и всего тела приближает фигурное катание к искусству - к балету.

Мы рассказали вам все, что сами знаем о GOE в фигурном катании, как ставят и считают надбавку за прыжки, вращения и дорожки. Искренне надеемся, что материал получился понятный и легко читаемый. Будем рады любым вопросам, сомнениям, комментариям.

Возможно, вас заинтересует

Добавить комментарий


Комментарии  

+6 Пулин Тимур 26.10.2020 12:46
Цитирую Виктор:
В вашем примере всё гладко выходит, подтверждая процитированную вами методику (ещё бы знать, какими документами она УТВЕРЖДЕНА!). А самостоятельно рассмотренный пример даёт РАСХОЖДЕНИЯ в части GOE. Возможно, надо как-то "хитро" (в общем случае) отбрасывать 1 минимальную и 1 максимальную оценки. Например, в моём случае (тут - 7 арбитров) 6 оценок "-1" и одна "0". И в протоколе для каскада "3Lz+3T

Да, Виктор, вы правы, методика не наша - "методика" лежит на сайте федерации России в разделе "документы".
При подсчете полной стоимости каскада нужно учитывать маленький нюанс, о котором мы не упомянули (благодаря вашей наблюдательности обязательно исправим этот недочет). 10% вычисляется не от всей стоимости каскада, а от стоимости самого дорого прыжка каскада.
Вот как выглядит расчет:
3Lz - 5.90, 3T> - 3.36. Берем стоимость самого дорогого прыжка каскада - лутца. Десять процентов от его стоимости = 0.59. В вашем примере среднее арифметическое ГОЕ будет равно "-1". То есть надбавка за прыжок будет отрицательной: -0.59. Складываем стоимость лутца, тулупа и отрицательную надбавку GOE:
5.90+3.36-0.59=8.67. Именно эта цифра и стоит в распечатке
Цитировать
-5 Виктор 25.10.2020 02:35
Обрезался первый коммент. Но фактура моего расчёта - здесь: https://fsrussia.ru/results/2021/3etap/eMC_K_Scores.pdf - для Е. Туктамышевой, кстати.
Цитировать
-5 Виктор 25.10.2020 02:29
В вашем примере всё гладко выходит, подтверждая процитированную вами методику (ещё бы знать, какими документами она УТВЕРЖДЕНА!). А самостоятельно рассмотренный пример даёт РАСХОЖДЕНИЯ в части GOE. Возможно, надо как-то "хитро" (в общем случае) отбрасывать 1 минимальную и 1 максимальную оценки. Например, в моём случае (тут - 7 арбитров) 6 оценок "-1" и одна "0". И в протоколе для каскада "3Lz+3T
Цитировать