Качество исполнения элементов оценивает судейская бригада. За каждый элемент судьи выставляют GOE. В зависимости от наличия ошибок или выдающихся характеристик элемента, движений и поз, которые усложняют исполнение элемента, GOE может быть отрицательным или положительным. Другими словами – это надбавка за качество продемонстрированного элемента. В этой статье мы досконально обсудим что такое и как считается GOE в фигурном катании, а также нюансы выставления оценок.
Аббревиатура GOE расшифровывается как Grade Of Executive. Дословный перевод с английского – уровень исполнения. Но прежде чем говорить о GOE, давайте познакомимся с теми, кто по долгу своего звания должен объективно и беспристрастно выставлять оценки фигуристам – с судейской коллегией. Состав ее обширен, поэтому здесь представим только тех, от кого непосредственно зависят баллы:
Судейская коллегия обслуживающая соревнования по фигурному катанию
- Технический специалист
- Именно он определяет какой элемент был исполнен – двойной Лутц или тройной Сальхов, докрученный или на одну галку. Тем самым устанавливая Базовую стоимость
- Ассистент Технического специалиста
- Участвует в процессе принятия решения по элементам. На случай, если он будет не согласен с мнением Технического специалиста, есть:
- Технический контролер
- Его слово будет решающим в споре между Техническим специалистом и его Ассистентом
- Судья, он же Арбитр
- В бригаде их должно быть от трех до девяти человек – в зависимости от ранга соревнований. Именно они выставляют GOE и оценивают Компоненты (подробно оценкам за Компоненты в фигурном катании посвящена отдельная статья)
Что такое GOE
Если несколько упростить – это оценка качества исполнения и, соответственно, надбавка в виде баллов. Арбитры рассматривают каждый элемент, выставляя GOE от -5 до +5, в том числе – 0 – в случае, если исполнение оставило судей равнодушными, не затронув струны тонкой душевной организации.
Ладно, будем серьезнее. “0” – это просто стандартное исполнение, в котором не было засчитано ни одного пункта из списка положительных аспектов, но и ошибок тоже не увидели. В правилах прописаны Указания по определению положительных GOE и Таблица для снижения GOE при ошибках.
Наиболее ценятся легкость исполнения, эстетичность, оригинальность. Самыми грубыми ошибками считаются падение с прыжков, потеря баланса во вращениях, несоответствие дорожки шагов музыкальному сопровождению. Содержание “Указаний”, а так же “Таблицы” изложено в статье “Чем руководствуются судьи при выставлении GOE” для самых стойких и любопытных.
Прежде всего судьи рассматривают положительные аспекты продемонстрированного элемента. Затем, в случае, если в исполнении замечены ошибки, производят снижение согласно Таблице. Результат этих расчетов становится окончательным GOE данного элемента и производится надбавка к его стоимости.
Как считается итоговая стоимость элемента с учетом надбавки GOE
Каждый шаг GOE вверх или вниз приводит соответственно к увеличению или снижению количества баллов на 10% от Базовой стоимости элемента. В целом алгоритм вычисления итоговой стоимости следующий:
- Берем базовую стоимость выполненного элемента, которую определил Технический специалист и делим на десять.
- Находим среднее арифметическое выставленного GOE. То есть складываем все поставленные судьями плюсы и минусы, предварительно отбросив крайние значения (самую высокую и самую низкую оценки) и данную сумму делим на количество взятых оценок.
- Осталось перемножить подсчитанные в пункте один – десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое – из пункта два. Полученное число округляем до второго знака после запятой. Эту надбавку и прибавляем к Базовой стоимости. Данная цифра будет итоговым количеством баллов за элемент.
Расчет стоимости сольного прыжка с учетом GOE
В качестве наглядного примера подсчета стоимости элемента с учетом GOE возьмем распечатку Короткой программы, которую Елизавета Туктамышева исполнила на чемпионате России 2020 года, прошедшего в городе Красноярск.
И так, что мы видим на распечатке:
- Исполненный элемент – тройной Аксель
- Базовая стоимость – 8.00 баллов
- Поставленные судьями оценки – от 1 до -2
- GOE – -0.34 баллов
- Итоговая стоимость элемента – 7.66 баллов
Комментарий к детализации Елизаветы Туктамышевой
Из распечатки мы понимаем, что Технический специалист засчитал докрученный тройной Аксель. Если был бы недокрут, то напротив прыжка стоял знак “<” или “<<“. В то время как некоторые судьи решили, что недочеты в исполнении уравновешиваются положительными аспектами и поставили “0”, а другие заметили мелкие ошибки, что было отражено оценками “-1” и “-2”, один арбитр поставил “1”.
Следуя описаному выше алгоритму вычисления, вычисляем десять процентов от стоимости элемента, то есть от 8.00 баллов:
8/10=0.8
Затем находим среднее арифметическое выставленного GOE, не забыв проигнорировать самую высокую и самую низкую оценки. В данном случае это: “1” и “-2”. Соответственно, складываем оставшиеся семь оценок и делим на их количество. Получается:
(0+(-1)+0+(-1)+(-1)+0+0) /7=-3
Теперь перемножаем десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое поставленных оценок, тем самым получаем количество баллов GOE:
0.8*-0.42=-0.34
Последнее действие – вычитаем GOE из базы и находим итоговую стоимость тройного Акселя в исполнении Елизаветы:
8.00-0.34=7.66
Подсчет GOE каскада прыжков
Теперь разберем, как судьи считают GOE для каскада. Сам алгоритм остается тем же самым. Единственный нюанс – надбавка (или убавка – тут как повезет как получится у фигуриста исполнить элемент) GOE считается к самому высокому по стоимости прыжку каскада.
Посчитаем на примере великолепного каскада 3Lz+3T Камилы Валиевой, который она исполнила в короткой программе на 5 этапе кубка России-Ростелеком.
3Lz стоит 5.90 балла, а 3T стоит 4.20 балла
Тогда базовая стоимость каскада должна быть:
5.90+4.20=10.10
А в детализации базовая стоимость обозначена очень красивой цифрой: 11.11 (загадывайте желание). Ещё один балл и одну сотую (1.01 балла) дали за исполнение элемента во второй половине программы (это только прыжков касается).
Самый дорогой прыжок в каскаде – это лутц. Десять процентов от его стоимости – 0.59 балла.
Теперь отбрасываем самую высокую и самую низкую оценки GOE: +3 и +4. Осталось пять оценок, найдем их среднее арифметическое:
(4+4+4+4+4)/5=4
Перемножаем десять процентов стоимости тройного лутца на полученный коэффициент:
0.59*4=2.36
Складываем все озвученные баллы:
- 10.10 балла – базовая стоимость
- 1.01 балла – надбавка за исполнение во второй половине программы
- 2.36 балла – надбавка GOE
10.10+1.01+2.36=13.47 балла
Указания по определению положительных GOE
Для прыжков, вращений, дорожки шагов и хореографической последовательности определены по шесть критериев, которыми судьи руководствуются, выставля положительные GOE. Арбитрам рекомендовано выставлять оценки согласно количеству засчитанных критериев, то есть каждый пункт данных указаний “стоит” +1 к оценке. Выполнение первых трех пунктов является необходимым условием для получения GOE +4 и +5.
Прыжковые элементы
-
- Очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)
И это одно из самых главных требований к хорошему прыжку – высокий, “пролётистый” прыжок смотришь с замиранием сердца, восхищаясь его стремительностью и мощью.
-
- Хороший отрыв и приземление
Под хорошим отрывом подразумевается резкое и точное движение всего тела в прыжок. Мягкое приземление на зубец, уверенное принятие позиции выезда и долгая пологая дуга – просто идеал хорошего приземления.
-
- Выполнение всего элемента без видимых усилий (и ритмичность прыжков в каскаде)
Если смотришь на прыжок в исполнении мастера и думаешь: “Ну, впринципе, ничего сложного. Вполне реально повторить”. Значит прыжок однозначно подходит под это требование.
-
- Шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент
В современном фигурном катании высоко ценятся элементы, которые вплетены в узор танца, являются его неотъемлемой частью и одним из сильных выразительных средств.
-
- Очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления
Вертикальное положение тела, вытянутого в струнку, с плотной группировкой – это оно самое – хорошее положение.
-
- Соответствие элемента музыке
Как уже упоминали несколькими пунктами выше – прыжок должен являться частью танца, и конечно же соответствовать музыкальной фразе. Чаще всего прыжковые элементы исполняют на музыкальные акценты, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты. Но бывает и наоборот, когда прыжок делают в паузе между музыкальными фразами и смотрится это очень эффектно.
Вращения
-
- Хорошая скорость и/или ускорение во время вращения
Конечно же, ценится быстрота вращения, уже глядя на которое начинается кружится голова. А суметь ускорить и без того значительную крутку – это высший пилотаж.
-
- Хорошая, четко контролируемая позиция (в том числе высота, позиция в воздухе и на приземлении в прыжках во вращение)
Да, позицию фигурист должен принимать мгновенно. Заход, ввинчивание и уже четкое положение либелы (ну, или волчка). Переход в сложную вариацию базовой позиции делать нелегко, но за успешное выполнение спортсмена ждут дополнительные баллы.
-
- Выполнение всего элемента без видимых усилий
Этот пункт похож на требования к прыжкам. Любуясь хорошим вращением, должно быть полное ощущение, что так любой человек сможет
-
- Сохранение центровки вращения
Значит, что всё вращение нужно исполнить ровно там, где оно началось. Это нелегко. Центробежная сила всячески мешает. Чтобы сохранить центровку, центр тяжести спортсмена должен идеально совпадать с осью вращения. Для этого все тело должно стать единой жесткой конструкцией – чуть где расслабил, и сразу фигурист начинает медленно (или довольно быстро) смещаться от начальной точки входа во вращение.
-
- Необычность и/или оригинальность
Большинство фигуристов вращаются в одних и тех же позициях и это однообразие навевает скуку. Судьям нравится что-нибудь новое, оригинальное, необычное. В общем, чтобы заработать баллы за этот пункт, нужно проявить недюжую фантазию
-
- Соответствие элемента музыки
Как уже говорили, элементы должны органично вписываться в общую идею программы и соответствовать музыкальному сопровождению. Как это лучше сделать? Вот где простор для фантазии постановщика.
Дорожка шагов
-
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
Для этого дорожка и существует – дать возможность показать мастерство владения коньком, чувство ребра при исполнении сложных поворотов и шагов. Округлые дуги, точные движения ног – вот основные критерии этого пункта
-
- Соответствие элемента музыке
Чувство ритма, умение слышать музыку и уверенное владение коньком – вот и всё, что нужно, чтобы превратить дорожку шагов в шедевр танцевального искусства
-
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
Легкость исполнения сложных вещей ценится очень высоко. Под “хорошей энергией” подразумевают, надо полагать, хорошую скорость и “доделаность” каждого движения
-
- Необычность и/или оригинальность
Современная система судейства подталкивает к творчеству и проявлению фантазии, поиску новых решений. Самых талантливых ждет благосклонность арбитров и высокие оценки, в том числе – надбавки GOE
-
- Хороший контроль и участие всего тела
Чтобы танец по-настоящему стал танцем, в нем должно участвовать все тело, отзываясь на малейшие акценты и переходы в музыке.
-
- Хорошие ускорение и снижение скорости
Даже самые искусные шаги на большой скорости исполняемые в постоянном ритме превращаются в монотонную работу. Ускорения и замедления помогут избавить зрителей и судей от этого чувства
Хореографическая последовательность
-
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
Этот пункт точно такой же, как и для дорожки шагов – только качественное исполнение микроэлементов способно заслужить благосклонное внимание судей.
-
- Соответствие элемента музыке и отражение концепции/характера программы
Так как для хореографической последовательности нет строгих требований к содержанию (за этот элемент не ставят уровни и, по сути, здесь можно исполнять любые шаги, повороты, спирали), то появляется возможность спортсмену продемонстрировать свое хореографическое мастерство – пластику, актерские навыки.
-
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
Еще один критерий, который в точности повторяет критерий положительных GOE для дорожки шагов.
-
- Хорошее покрытие ледовой площадки или интересный рисунок
Наилучшим образом воспринимается “объемное” катание, когда спортсмен раскатывает дорожку на всю ледовую площадку или же неожиданно меняет направление движения и создает в пространстве оригинальный рисунок
-
- Хорошие ясность и точность движений
Если позволите, приведем сравнение с дикцией оратора. Приятнее и интереснее слушать человека с уверенным голосом и четко поставленным произношением, вот без этой, знаете ли, как некоторые говорят с кашей во рту. В танце тоже самое – язык тела должен быть разнообразен и при этом с четкой “артикуляцией”.
-
- Хороший контроль и участие всего тела
Этот пункт ничем не отличается от подобного критерия GOE для дорожки шагов – владение коньком – это прекрасно, но работа корпуса и всего тела приближает фигурное катание к искусству – к балету.
Мы рассказали вам все, что сами знаем о GOE в фигурном катании, как ставят и считают надбавку за прыжки, вращения и дорожки. Искренне надеемся, что материал получился понятный и легко читаемый. Будем рады любым вопросам, сомнениям, комментариям.
Комментарии (5)
Здравствуйте, Елизавета.
С этого сезона будет проще - теперь в хореографической последовательности должно быть как минимум две различные спирали - то есть скольжение в ласточке, кораблике или в чем-то подобном. Если видите последовательную смену подобных спиралей через весь каток, то это наверняка хореографическая последовательность. В дорожке тоже могут быть спирали, но акцент делается на шаги.
В общем, если много спиралей, значит хореографическая последовательность, если много шагов - значит дорожка. Как-то так :-)
Да, Виктор, вы правы, методика не наша - "методика" лежит на сайте федерации России в разделе "документы".
При подсчете полной стоимости каскада нужно учитывать маленький нюанс, о котором мы не упомянули (благодаря вашей наблюдательности обязательно исправим этот недочет). 10% вычисляется не от всей стоимости каскада, а от стоимости самого дорого прыжка каскада.
Вот как выглядит расчет:
3Lz - 5.90, 3T> - 3.36. Берем стоимость самого дорогого прыжка каскада - лутца. Десять процентов от его стоимости = 0.59. В вашем примере среднее арифметическое ГОЕ будет равно "-1". То есть надбавка за прыжок будет отрицательной: -0.59. Складываем стоимость лутца, тулупа и отрицательную надбавку GOE:
5.90+3.36-0.59=8.67. Именно эта цифра и стоит в распечатке