Качество исполнения элементов оценивает судейская бригада. За каждый элемент судьи выставляют GOE. В зависимости от наличия ошибок или выдающихся характеристик элемента, движений и поз, которые усложняют исполнение элемента, GOE может быть отрицательным или положительным. Другими словами - это надбавка за качество продемонстрированного элемента. В этой статье мы досконально обсудим что такое и как считается GOE в фигурном катании, а также нюансы выставления оценок.
Аббревиатура GOE расшифровывается как Grade Of Executive. Дословный перевод с английского - уровень исполнения. Но прежде чем говорить о GOE, давайте познакомимся с теми, кто по долгу своего звания должен объективно и беспристрастно выставлять оценки фигуристам - с судейской коллегией. Состав ее обширен, поэтому здесь представим только тех, от кого непосредственно зависят баллы:

Судейская коллегия обслуживающая соревнования по фигурному катанию
- Технический специалист
- Именно он определяет какой элемент был исполнен - двойной Лутц или тройной Сальхов, докрученный или на одну галку. Тем самым устанавливая Базовую стоимость
- Ассистент Технического специалиста
- Участвует в процессе принятия решения по элементам. На случай, если он будет не согласен с мнением Технического специалиста, есть:
- Технический контролер
- Его слово будет решающим в споре между Техническим специалистом и его Ассистентом
- Судья, он же Арбитр
- В бригаде их должно быть от трех до девяти человек - в зависимости от ранга соревнований. Именно они выставляют GOE и оценивают Компоненты (подробно оценкам за Компоненты в фигурном катании посвящена отдельная статья)
Что такое GOE
Если несколько упростить - это оценка качества исполнения и, соответственно, надбавка в виде баллов. Арбитры рассматривают каждый элемент, выставляя GOE от -5 до +5, в том числе - 0 - в случае, если исполнение оставило судей равнодушными, не затронув струны тонкой душевной организации.
Ладно, будем серьезнее. "0" - это просто стандартное исполнение, в котором не было засчитано ни одного пункта из списка положительных аспектов, но и ошибок тоже не увидели. В правилах прописаны Указания по определению положительных GOE и Таблица для снижения GOE при ошибках.
Наиболее ценятся легкость исполнения, эстетичность, оригинальность. Самыми грубыми ошибками считаются падение с прыжков, потеря баланса во вращениях, несоответствие дорожки шагов музыкальному сопровождению. Содержание "Указаний", а так же "Таблицы" изложено в статье "Чем руководствуются судьи при выставлении GOE" для самых стойких и любопытных.
Прежде всего судьи рассматривают положительные аспекты продемонстрированного элемента. Затем, в случае, если в исполнении замечены ошибки, производят снижение согласно Таблице. Результат этих расчетов становится окончательным GOE данного элемента и производится надбавка к его стоимости.
Как считается итоговая стоимость элемента с учетом надбавки GOE
Каждый шаг GOE вверх или вниз приводит соответственно к увеличению или снижению количества баллов на 10% от Базовой стоимости элемента. В целом алгоритм вычисления итоговой стоимости следующий:
- Берем базовую стоимость выполненного элемента, которую определил Технический специалист и делим на десять.
- Находим среднее арифметическое выставленного GOE. То есть складываем все поставленные судьями плюсы и минусы, предварительно отбросив крайние значения (самую высокую и самую низкую оценки) и данную сумму делим на количество взятых оценок.
- Осталось перемножить подсчитанные в пункте один - десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое - из пункта два. Полученное число округляем до второго знака после запятой. Эту надбавку и прибавляем к Базовой стоимости. Данная цифра будет итоговым количеством баллов за элемент.
Расчет стоимости сольного прыжка с учетом GOE
В качестве наглядного примера подсчета стоимости элемента с учетом GOE возьмем распечатку Короткой программы, которую Елизавета Туктамышева исполнила на чемпионате России 2020 года, прошедшего в городе Красноярск.

- Исполненный элемент - тройной Аксель
- Базовая стоимость - 8.00 баллов
- Поставленные судьями оценки - от 1 до -2
- GOE - -0.34 баллов
- Итоговая стоимость элемента - 7.66 баллов
Комментарий к детализации Елизаветы Туктамышевой
Из распечатки мы понимаем, что Технический специалист засчитал докрученный тройной Аксель. Если был бы недокрут, то напротив прыжка стоял знак "<" или "<<". В то время как некоторые судьи решили, что недочеты в исполнении уравновешиваются положительными аспектами и поставили "0", а другие заметили мелкие ошибки, что было отражено оценками "-1" и "-2", один арбитр поставил "1".
Следуя описаному выше алгоритму вычисления, вычисляем десять процентов от стоимости элемента, то есть от 8.00 баллов:
8/10=0.8
Затем находим среднее арифметическое выставленного GOE, не забыв проигнорировать самую высокую и самую низкую оценки. В данном случае это: "1" и "-2". Соответственно, складываем оставшиеся семь оценок и делим на их количество. Получается:
(0+(-1)+0+(-1)+(-1)+0+0) /7=-3
Теперь перемножаем десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое поставленных оценок, тем самым получаем количество баллов GOE:
0.8*-0.42=-0.34
Последнее действие - вычитаем GOE из базы и находим итоговую стоимость тройного Акселя в исполнении Елизаветы:
8.00-0.34=7.66
Подсчет GOE каскада прыжков
Теперь разберем, как судьи считают GOE для каскада. Сам алгоритм остается тем же самым. Единственный нюанс - надбавка (или убавка - тут как повезет как получится у фигуриста исполнить элемент) GOE считается к самому высокому по стоимости прыжку каскада.
Посчитаем на примере великолепного каскада 3Lz+3T Камилы Валиевой, который она исполнила в короткой программе на 5 этапе кубка России-Ростелеком.

3Lz стоит 5.90 балла, а 3T стоит 4.20 балла
Тогда базовая стоимость каскада должна быть:
5.90+4.20=10.10
А в детализации базовая стоимость обозначена очень красивой цифрой: 11.11 (загадывайте желание). Ещё один балл и одну сотую (1.01 балла) дали за исполнение элемента во второй половине программы (это только прыжков касается).
Самый дорогой прыжок в каскаде - это лутц. Десять процентов от его стоимости - 0.59 балла.
Теперь отбрасываем самую высокую и самую низкую оценки GOE: +3 и +4. Осталось пять оценок, найдем их среднее арифметическое:
(4+4+4+4+4)/5=4
Перемножаем десять процентов стоимости тройного лутца на полученный коэффициент:
0.59*4=2.36
Складываем все озвученные баллы:
- 10.10 балла - базовая стоимость
- 1.01 балла - надбавка за исполнение во второй половине программы
- 2.36 балла - надбавка GOE
10.10+1.01+2.36=13.47 балла
Указания по определению положительных GOE
Для прыжков, вращений, дорожки шагов и хореографической последовательности определены по шесть критериев, которыми судьи руководствуются, выставля положительные GOE. Арбитрам рекомендовано выставлять оценки согласно количеству засчитанных критериев, то есть каждый пункт данных указаний “стоит” +1 к оценке. Выполнение первых трех пунктов является необходимым условием для получения GOE +4 и +5.
Прыжковые элементы
- Очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)
- Хороший отрыв и приземление
- Выполнение всего элемента без видимых усилий (и ритмичность прыжков в каскаде)
- Шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент
- Очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления
- Соответствие элемента музыке
И это одно из самых главных требований к хорошему прыжку - высокий, “пролётистый” прыжок смотришь с замиранием сердца, восхищаясь его стремительностью и мощью.
Под хорошим отрывом подразумевается резкое и точное движение всего тела в прыжок. Мягкое приземление на зубец, уверенное принятие позиции выезда и долгая пологая дуга - просто идеал хорошего приземления.
Если смотришь на прыжок в исполнении мастера и думаешь: “Ну, впринципе, ничего сложного. Вполне реально повторить”. Значит прыжок однозначно подходит под это требование.
В современном фигурном катании высоко ценятся элементы, которые вплетены в узор танца, являются его неотъемлемой частью и одним из сильных выразительных средств.
Вертикальное положение тела, вытянутого в струнку, с плотной группировкой - это оно самое - хорошее положение.
Как уже упоминали несколькими пунктами выше - прыжок должен являться частью танца, и конечно же соответствовать музыкальной фразе. Чаще всего прыжковые элементы исполняют на музыкальные акценты, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты. Но бывает и наоборот, когда прыжок делают в паузе между музыкальными фразами и смотрится это очень эффектно.
Вращения
- Хорошая скорость и/или ускорение во время вращения
- Хорошая, четко контролируемая позиция (в том числе высота, позиция в воздухе и на приземлении в прыжках во вращение)
- Выполнение всего элемента без видимых усилий
- Сохранение центровки вращения
- Необычность и/или оригинальность
- Соответствие элемента музыки
Конечно же, ценится быстрота вращения, уже глядя на которое начинается кружится голова. А суметь ускорить и без того значительную крутку - это высший пилотаж.
Да, позицию фигурист должен принимать мгновенно. Заход, ввинчивание и уже четкое положение либелы (ну, или волчка). Переход в сложную вариацию базовой позиции делать нелегко, но за успешное выполнение спортсмена ждут дополнительные баллы.
Этот пункт похож на требования к прыжкам. Любуясь хорошим вращением, должно быть полное ощущение, что так любой человек сможет
Значит, что всё вращение нужно исполнить ровно там, где оно началось. Это нелегко. Центробежная сила всячески мешает. Чтобы сохранить центровку, центр тяжести спортсмена должен идеально совпадать с осью вращения. Для этого все тело должно стать единой жесткой конструкцией - чуть где расслабил, и сразу фигурист начинает медленно (или довольно быстро) смещаться от начальной точки входа во вращение.
Большинство фигуристов вращаются в одних и тех же позициях и это однообразие навевает скуку. Судьям нравится что-нибудь новое, оригинальное, необычное. В общем, чтобы заработать баллы за этот пункт, нужно проявить недюжую фантазию
Как уже говорили, элементы должны органично вписываться в общую идею программы и соответствовать музыкальному сопровождению. Как это лучше сделать? Вот где простор для фантазии постановщика.
Дорожка шагов
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
- Соответствие элемента музыке
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
- Необычность и/или оригинальность
- Хороший контроль и участие всего тела
- Хорошие ускорение и снижение скорости
Для этого дорожка и существует - дать возможность показать мастерство владения коньком, чувство ребра при исполнении сложных поворотов и шагов. Округлые дуги, точные движения ног - вот основные критерии этого пункта
Чувство ритма, умение слышать музыку и уверенное владение коньком - вот и всё, что нужно, чтобы превратить дорожку шагов в шедевр танцевального искусства
Легкость исполнения сложных вещей ценится очень высоко. Под “хорошей энергией” подразумевают, надо полагать, хорошую скорость и “доделаность” каждого движения
Современная система судейства подталкивает к творчеству и проявлению фантазии, поиску новых решений. Самых талантливых ждет благосклонность арбитров и высокие оценки, в том числе - надбавки GOE
Чтобы танец по-настоящему стал танцем, в нем должно участвовать все тело, отзываясь на малейшие акценты и переходы в музыке.
Даже самые искусные шаги на большой скорости исполняемые в постоянном ритме превращаются в монотонную работу. Ускорения и замедления помогут избавить зрителей и судей от этого чувства
Хореографическая последовательность
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
- Соответствие элемента музыке и отражение концепции/характера программы
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
- Хорошее покрытие ледовой площадки или интересный рисунок
- Хорошие ясность и точность движений
- Хороший контроль и участие всего тела
Этот пункт точно такой же, как и для дорожки шагов - только качественное исполнение микроэлементов способно заслужить благосклонное внимание судей.
Так как для хореографической последовательности нет строгих требований к содержанию (за этот элемент не ставят уровни и, по сути, здесь можно исполнять любые шаги, повороты, спирали), то появляется возможность спортсмену продемонстрировать свое хореографическое мастерство - пластику, актерские навыки.
Еще один критерий, который в точности повторяет критерий положительных GOE для дорожки шагов.
Наилучшим образом воспринимается “объемное” катание, когда спортсмен раскатывает дорожку на всю ледовую площадку или же неожиданно меняет направление движения и создает в пространстве оригинальный рисунок
Если позволите, приведем сравнение с дикцией оратора. Приятнее и интереснее слушать человека с уверенным голосом и четко поставленным произношением, вот без этой, знаете ли, как некоторые говорят с кашей во рту. В танце тоже самое - язык тела должен быть разнообразен и при этом с четкой “артикуляцией”.
Этот пункт ничем не отличается от подобного критерия GOE для дорожки шагов - владение коньком - это прекрасно, но работа корпуса и всего тела приближает фигурное катание к искусству - к балету.
Мы рассказали вам все, что сами знаем о GOE в фигурном катании, как ставят и считают надбавку за прыжки, вращения и дорожки. Искренне надеемся, что материал получился понятный и легко читаемый. Будем рады любым вопросам, сомнениям, комментариям.
Комментарии (5)
Здравствуйте, Елизавета.
С этого сезона будет проще - теперь в хореографической последовательности должно быть как минимум две различные спирали - то есть скольжение в ласточке, кораблике или в чем-то подобном. Если видите последовательную смену подобных спиралей через весь каток, то это наверняка хореографическая последовательность. В дорожке тоже могут быть спирали, но акцент делается на шаги.
В общем, если много спиралей, значит хореографическая последовательность, если много шагов - значит дорожка. Как-то так :-)
Да, Виктор, вы правы, методика не наша - "методика" лежит на сайте федерации России в разделе "документы".
При подсчете полной стоимости каскада нужно учитывать маленький нюанс, о котором мы не упомянули (благодаря вашей наблюдательности обязательно исправим этот недочет). 10% вычисляется не от всей стоимости каскада, а от стоимости самого дорого прыжка каскада.
Вот как выглядит расчет:
3Lz - 5.90, 3T> - 3.36. Берем стоимость самого дорогого прыжка каскада - лутца. Десять процентов от его стоимости = 0.59. В вашем примере среднее арифметическое ГОЕ будет равно "-1". То есть надбавка за прыжок будет отрицательной: -0.59. Складываем стоимость лутца, тулупа и отрицательную надбавку GOE:
5.90+3.36-0.59=8.67. Именно эта цифра и стоит в распечатке