calculatorfs.ru
calculatorfs.ru
calculatorfs.ru
introComponentiВы тоже не понимаете, что такое Компоненты в фигурном катании на коньках? Не переживайте. Это вообще загадка для многих, в том числе и для специалистов. Вместе мы попробуем приподнять завесу таинственности над сутью компонентов и их подсчетом.

О компонентах вкратце

Стоимость программы в фигурном катании складывается из Технической оценки - баллов за элементы с надбавками и понижениями GOE (о том, как считается GOE можно посмотреть в специальной статье) и оценки за Компоненты - так называемой Второй оценки.

То есть Компоненты - это все, что делает фигурист во время исполнения программы помимо элементов, а под элементами, как вы наверняка знаете, мы подразумеваем прыжки, вращения, дорожку шагов и хореографическую последовательность (тоже по сути дорожка, но без строгих требований, главное - чтобы красиво было).

А делает спортсмен много: это и Переходы между элементами, и создание образа - то, что определяется общим словом "артистизм", а официально это оценивается тремя разными Компонентами (да, судейство всё таки сложная штука): "Интерпретация", "Представление" и "Композиция" . Чуть ниже мы разберём, что под этим подразумевают специалисты ИСУ. А ещё судьи смотрят на Мастерство катания - насколько технично и легко исполяются все движения.

Это про Компоненты в кратце. Ниже мы рассмотрим все аспекты подробно. Увы, без сухого языка официальных документов обойтись не смогли.

Список компонентов в программах фигурного катания

Для начала познакомимся с официальными названиями компонентов в фигурном катании и их описаниями, ну, и конечно же, наши комментарии не заставят ждать. Судьи оценивают пять компонентов программы по десятибальной системе с шагом в четверть балла: от 0.25-0.75 что определяется как "Чрезвычайно плохо" (в нашей команде никто такого не встречал), до 10.00 - "Выдающееся". Для каждого компонента есть несколько критериев, которые дают общее представление о его содержании.

Мастерство катания
Определяется общей чистотой, качеством и уверенностью скольжения по льду
Комментарий. Для наглядного примера: представьте как держиться на льду мальчик, который тренируется три года и Юдзуру Ханю. Вот так сравнивая и оценивают Мастерство.
Крутая дуга
Крутая дуга

В оценке Мастерства катания судьям рекомендуют обращать внимание на такие аспекты:

  • Использование глубоких рёбер, шагов и поворотов.
    Комментарий. Есть те, кто едет почти по прямой, едва показывая ребро и те, кто закладывают крутые дуги, заваливая конек под острым углом ко льду, тем самым создавая интересный рисунок.
  • Баланс, ритмичная работа коленей и точность постановки ног.
    Комментарий. Чувство равновесия в крутых дугах, когда корпус наклоняется в центр круга - вот о чем подразумевают, говоря про баланс. Особое эстетическое удовольствие у знатоков вызывают шаги и повороты, которые сопровождаются мягким выпрямлением и сгибанием опорного колена.
  • Плавность скольжения.
    Комментарий. Ощущение, что фигурист скользит по льду, как по маслу, а не вязнет лезвиями в песке
  • Разнообразие в использовании силы, скорости и ускорений.
    Комментарий. Плавные замедления чередуются с неожиданными ускорениями, приковывая взор любителей фигурного катания.
  • Использование катания в разных направлениях.
    Комментарий. Повороты и шаги с разных ног и в обе стороны говорят о широком арсенале и мастерстве спортсмена.
  • Использование катания на одной ноге.
    Комментарий. Владение коньком, баланс - вот что необходимо для скольжения на одной ноге
Переходы
Разнообразное и целенаправленное использование сложной работы ног, движений, связывающих все элементы
Комментарий. В общем, фигурист должен делать разнообразные сложные шаги легко и непринужденно
Мастерство скольжения,
которое передает даже статичная фотография
Мастерство скольжения, которое передает даже статичная фотография

В оценке Переходов должно учитываться следующее:

  • Непрерывность движений от одного элемента к другому.
    Комментарий. Одни шаги вытекаетют из других и логично заканчиваются следующими, складываясь в затейливый орнамент танца.
  • Разнообразие.
    Комментарий. Оратора интересно слушать, когда его речь разнообразна, хорошего фигуриста тоже отличает богатый "словарный запас"
  • Сложность.
    Комментарий. Да, шагами из программы второго года обучения ни кого не удивишь. Нужны действительно оригинальные и сложные комбинации шагов и поворотов.
  • Качество.
    Комментарий. Постановщик может придумать много интересных движений, но если спортсмен исполнит небрежно, судьи вряд ли поставят высокие оценки
Представление
Физическая, эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность Фигуриста в то, как он передает содержание музыки и композиции программы.
Комментарий. Наверное, когда "заражаешься" настроением и чувствами фигуриста, вот тогда и ставят 10 баллов.
Именно так выглядит
эмоциональная вовлеченность
Именно так выглядит эмоциональная вовлеченность

В Представлении обращают внимание на следующие аспекты:

  • Осанка и четкость движений.
    Комментарий. Плечи расправлены, спина прямая, безукоризненные линии и завершенные движения, чья четкость может сравниться с графическими изображениями
  • Разнообразие и контраст движений и энергии.
    Комментарий. Нежные, обволакивающие движения сменяются взрывными поворотами, не уступающие своей напористотью вихрям.
  • Индивидуальность.
    Комментарий. Осмысленный образ и работа над собой придают катанию неповторимость.
Композиция
Специальное создание и/или оригинальная аранжировка всех типов движений, в соответствии с принципами музыкальных фраз, пространства, рисунка и структуры.
Комментарий. В идеале - каждая программа должна стать миниатюрным спектаклем с сюжетом, завязкой, кульминацией...
Идеальные линии Ханю
Идеальные линии Ханю

В Композиции арбитры учитывают:

  • Замысел.
    Комментарий. Также можно назвать этот аспект "концепция" или "идея". Без хорошего постановщика сложно создать запоминающуюся программу.
  • Рисунок и использование ледовой площадки.
    Комментарий. Рисунок движения по сцене, а в нашем случае по льду, - это одно из выразительных средств драмматургии. Должен отражать, дополнять и усиливать первоначальный замысел.
  • Многомерное использование пространства и конструкции движений.
    Комментарий. "Конструкции движения" сложно прокомментировать. Все таки специалистам, которые пишут в ИСУ коммюнике и формулируют правила, есть еще над чем поработать.
  • Фразировка и форма.
    Комментарий. Танец должен полностью следовать за музыкой, рифмуясь с ней, выделяя акценты сильными движениями, прыжками и другими выразительными средствами фигурного катания.
  • Оригинальность композиции.
    Комментарий. Чтобы сделать что-то оригинальное, приходится долго искать, смотреть балетные постановки, танцевальные шоу и конечно же использовать собственную фантазию
Интерпретация музыки
Индивидуальная, творческая и оригинальная интерпретация ритма, характера и содержания музыки средствами фигурного катания.
Комментарий. Если в Композиции многое зависти от постановщика программы, то здесь всё зависит от спортсмена, на сколько точно он сможет воплотить придуманный образ.
Пронзительный образ
Пронзительный образ

В Интерпретации музыки отмечают нижеприведенные аспекты:

  • Движения и шаги в такт с музыкой.
    Комментарий. Четкая и ритмичная работа ног и всего тела - вот что главное для этого аспекта
  • Выражение характера, настроения и ритма музыки.
    Комментарий. Без хорошего постановщика программы здесь не обойтись, но спортсмену придется выложится полностью, чтобы заработать высокие оценки
  • Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки.
    Комментарий. Чувство ритма в частности и музыки в целом, а также мастерское владение телом - эти навыки сделают выступление фигуриста запоминающимся.

Как считают баллы Компонентов в программах фигурного катания

Ну, что же, пока объясняли, что такое компоненты программы в фигурном катании и как их оценивают арбитры, сами многое поняли. Давайте теперь разберём как считают компоненты - процесс подсчёта баллов. Нам понадобиться простая арифметика. Готовы?

Для наглядности возьмём выступление Алёны Косторной - детализацию произвольной программы Европы 2020 года.

Детализация программы Алёны Косторной
Детализация Произвольной программы Алёны Косторной. Чемпионат Европы 2020
Детализация программы Алёны Косторной
Детализация Произвольной программы Алёны Косторной. Чемпионат Европы 2020
Детализация программы Алёны Косторной
Детализация Произвольной программы Алёны Косторной. Чемпионат Европы 2020
Рассмотрим подсчет первого компонента - "Skating skills" (Мастерство катания)
  1. Поставленные судьями оценки за компоненты - от 9.50 до 8.25 баллов
  2. Средняя оценка - 9.11 баллов
  3. Factor, он же Коэффициент (о нём чуть позже) - 1.60
  4. Сумма баллов за все компоненты - 72.58 баллов

Чтобы вычислить Среднюю оценку (среднее арифметическое), нужно

  • Первое - надо откинуть самую высокую и самую низкую оценки арбитров. В нашем случае это 9.50 и 8.25.
  • Второе - остальные семь оценок сложить, разделить на 7 и округлить в большую сторону:

(9.25+9.50+8.75+9.25+8.75+9.00+9.25) /7=9.11

Таким образом подсчитывают баллы каждого Компонента. Далее узнаем сумму баллов за все пять компонентов, т.е. вычислим Вторую оценку. Для этого сложим оценки за каждый отдельный компонент:

9.11+8.86+9.11+9.14+9.14=45.36

Получилась совсем не та цифра, что в распечатке. Дело в том что в разных разрядах и видах программ действуют коэффициенты для Компонентов, тем самым увеличивая или уменьшая значимость второй оценки на общую стоимость проката фигуриста. В данном случае Коэффициент (Factor) равен 1.60. Соответственно, умножаем нашу цифру на 1.60 и округляем:

45.36x1.60=72.58

Несомненно, оценка компонентов в программах фигурного катания носит в той или иной степени субъективный характер. И на высочайшем спортивном уровне всё решают малейшие нюансы и опыт судей. Но теперь вы, как минимум, знаете на что обращают внимание арбитры и сможете лучше понимать их решения. С новыми знаниями смотреть выступления будет ещё интереснее!

Возможно, вас заинтересует

Добавить комментарий