Компоненты программ фигурного катания

Стоимость программы в фигурном катании складывается из Технической оценки - баллов за элементы с надбавками и понижениями GOE (о том, как считается GOE можно посмотреть в специальной статье) и оценки за Компоненты - так называемой Второй оценки. В разных разрядах и видах программ действуют коэффициенты для Компонентов, тем самым увеличивая или уменьшая значимость второй оценки на общую стоимость проката фигуриста.

Список компонентов программы

Судьи оценивают пять компонентов программы по десятибальной системе с шагом в четверть балла: от 0.25-0.75 что определяется как "Чрезвычайно плохо" (в нашей команде никто такого не встречал), до 10.00 - "Выдающееся". Для каждого компонента есть несколько критериев, которые дают общее представление о его содержании.

Мастерство катания
Определяется общей чистотой, качеством и уверенностью скольжения по льду
Крутая дуга
Крутая дуга

В оценке Мастерства катания судьям рекомендуют обращать внимание на такие аспекты:

  • Использование глубоких рёбер, шагов и поворотов.
    Комментарий. Есть те, кто едет почти по прямой, едва показывая ребро и те, кто закладывают крутые дуги, заваливая конек под острым углом ко льду, тем самым создавая интересный рисунок.
  • Баланс, ритмичная работа коленей и точность постановки ног.
    Комментарий. Чувство равновесия в крутых дугах, когда корпус наклоняется в центр круга - вот о чем подразумевают, говоря про баланс. Особое эстетическое удовольствие у знатоков вызывают шаги и повороты, которые сопровождаются мягким выпрямлением и сгибанием опорного колена.
  • Плавность скольжения.
    Комментарий. Ощущение, что фигурист скользит по льду, как по маслу, а не вязнет лезвиями в песке
  • Разнообразие в использовании силы, скорости и ускорений.
    Комментарий. Плавные замедления чередуются с неожиданными ускорениями, с приковывая взор любителей фигурного катания.
  • Использование катания в разных направлениях.
    Комментарий. Повороты и шаги с разных ног и в обе стороны говорят о широком арсенале и мастерстве спортсмена.
  • Использование катания на одной ноге.
    Комментарий. Владение коньком, баланс - вот что необходимо для скольжения на одной ноге
Переходы
Разнообразное и целенаправленное использование сложной работы ног, движений, связывающих все элементы
Мастерство скольжения,
которое передает даже статичная фотография
Мастерство скольжения, которое передает даже статичная фотография

В оценке Переходов должно учитываться следующее:

  • Непрерывность движений от одного элемента к другому.
    Комментарий. Одни шаги вытекаетют из других и логично заканчиваются следующими, складываясь в затейливый орнамент танца.
  • Разнообразие.
    Комментарий. Оратора интересно слушать, когда его речь разнообразна, хорошего фигуриста тоже отличает богатый "словарный запас"
  • Сложность.
    Комментарий. Да, шагами из программы второго года обучения ни кого не удивишь. Нужны действительно оригинальные и сложные комбинации шагов и поворотов.
  • Качество.
    Комментарий. Постановщик может придумать много интересных движений, но если спортсмен исполнит небрежно, судьи вряд ли поставят высокие оценки
Представление
Физическая, эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность Фигуриста в то, как он передает содержание музыки и композиции программы
Идеальные линии Ханю
Идеальные линии Ханю

В Представлении обращают внимание на следующие аспекты:

  • Осанка и четкость движений.
    Комментарий. Плечи расправлены, спина прямая, безукоризненные линии и завершенные движения, чья четкость может сравниться с графическими изображениями
  • Разнообразие и контраст движений и энергии.
    Комментарий. Нежные, обволакивающие движения сменяются взрывными поворотами, не уступающие своей напористотью вихрям.
  • Индивидуальность.
    Комментарий. Осмысленный образ и работа над собой придают катанию неповторимость.
Композиция
Специальное создание и/или оригинальная аранжировка всех типов движений, в соответствии с принципами музыкальных фраз, пространства, рисунка и структуры
Именно так выглядит
эмоциональная вовлеченность
Именно так выглядит эмоциональная вовлеченность

В Композиции арбитры учитывают:

  • Замысел.
    Комментарий. Также можно назвать этот аспект "концепция" или "идея". Без хорошего постановщика сложно создать запоминающуюся программу.
  • Рисунок и использование ледовой площадки.
    Комментарий. Рисунок движения по сцене, а в нашем случае по льду, - это одно из выразительных средств драмматургии. Должен отражать, дополнять и усиливать первоначальный замысел.
  • Многомерное использование пространства и конструкции движений.
    Комментарий. "Конструкции движения" сложно прокомментировать. Все таки специалистам, которые пишут в ИСУ коммюнике и формулируют правила, есть еще над чем поработать.
  • Фразировка и форма.
    Комментарий. Танец должен полностью следовать за музыкой, рифмуясь с ней, выделяя акценты сильными движениями, прыжками и другими выразительными средствами фигурного катания.
  • Оригинальность композиции.
    Комментарий. Чтобы сделать что-то оригинальное, приходится долго искать, смотреть балетные постановки, танцевальные шоу и конечно же использовать собственную фантазию
Интерпретация музыки
Индивидуальная, творческая и оригинальная интерпретация ритма, характера и содержания музыки средствами фигурного катания
Пронзительный образ
Пронзительный образ

В Интерпретации музыки отмечают нижеприведенные аспекты:

  • Движения и шаги в такт с музыкой.
    Комментарий. Четкая и ритмичная работа ног и всего тела - вот что главное для этого аспекта
  • Выражение характера, настроения и ритма музыки.
    Комментарий. Без хорошего постановщика программы здесь не обойтись, но спортсмену придется выложится полностью, чтобы заработать высокие оценки
  • Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки.
    Комментарий. Чувство ритма в частности и музыки в целом, а также мастерское владение телом - эти навыки сделают выступление фигуриста запоминающимся.

Таблица коэффициентов для Компонентов программ фигурного катания

Разряд Программа Пол Коэффициенты компонентов
МС Короткая М 1,0
Ж 0,8
Произвольная М 2,0
Ж 1,6
КМС Короткая М 1,0
Ж 0,8
Произвольная М 2,0
Ж 1,6
1 спортивный Короткая М,Ж 1,0
Произвольная М 2,0
Ж 1,6
2 спортивный Короткая М,Ж 1,0
Произвольная М,Ж 1,8
3 спортивный Произвольная М,Ж 1,8
1 юношеский Произвольная М,Ж 1,8
2 юношеский Произвольная М,Ж 1,6
3 юношеский Произвольная М,Ж 1,5